Перезвоните мне

+992 43 377 4040
Перезвоните мне

Российские строительные стандарты: прошлое, настоящее и будущее

25 декабря 2014

Метрология и стандартизация развивались параллельно с научно-техническим прогрессом многие столетия. Но в современном мире, в зависимости от подхода, стандартизация может выступать в качестве драйвера или, наоборот, тормозить развитие экономики. Чтобы понять, какое влияние оказывает существующая система нормативной документации на строительную индустрию современной России, вспомним, как эволюционировала в нашей стране система стандартизации в последние сто лет.

Советская стандартизация

Различные источники расходятся во мнении, что считать первым стандартом в России — попытки пушкарей унифицировать характеристики своего товара в XIV веке или документы, определяющие размеры серий судов, выпущенные при Петре I. Однако особую роль стандартизация начала играть с развитием промышленности, когда встал вопрос об унификации и взаимозаменяемости выпускаемой продукции. А вот событием, с которого началось формирование современной российской системы нормативов, стало принятие сразу после революции 1917 года декрета «О введении международной метрической системы мер и весов». Это положило конец разночтениям в метриках, применяемых на территории страны, а значит, сделало возможным введение общих эталонов и требований.

За годы существования Советского Союза система стандартизации и принципы применения входящих в неё нормативных документов несколько раз претерпевали серьёзные изменения. Сразу после революции инициатива стандартизации имела общесоюзные масштабы, но на тот момент регламенты, спускаемые «сверху», плохо сочетались с практикой «на местах». Позже, в 1930-х годах, процесс был децентрализован — инициатива по формированию нормативной базы была передана в самостоятельные наркоматы. Это позволило приблизить процесс создания стандартов к конечным предприятиям и организациям, что, безусловно, дало новый толчок развитию системы. Однако децентрализованная модель имела собственные недостатки, в частности, отличалась плохой координацией действий между отдельными отраслями и направлениями. Поэтому с 1940 года процесс снова был централизован путём создания Всесоюзного комитета по стандартизации при Совете Народных Комиссаров СССР. Кстати, именно на этом этапе появились хорошо знакомые нам государственные стандарты (ГОСТы). Тогда же была введена и ответственность за выпуск продукции, не соответствующей параметрам ГОСТ.

С 1954 года стандартизацией ведает Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР, который впоследствии эволюционировал в Госстандарт СССР (затем — Госстандарт РФ; сейчас — Агентство по техническому регулированию и метрологии). Именно эта структура в 1955 году ввела в обиход СНиПы, впервые обеспечившие единый подход к проектированию и строительству на всей территории Советского Союза. А в 1965 году в недрах Комитета была разработана Государственная система стандартизации, в определённой степени работающая до сих пор.

К 80-м годам прошлого века из недр этой системы вышло порядка 22 тыс. документов. К строительной сфере, помимо ГОСТов и СНиПов, относились СП (своды правил по проектированию и строительству), РДС (руководящие документы в строительстве), ТСН (территориальные строительные нормы), СТП (стандарты предприятий строительного комплекса) и СТО (стандарты общественных объединений). Во времена расцвета плановой экономики вся система стандартизации была своеобразным инструментом управления экономической деятельностью на уровне государства как единственного заказчика всех проектов. Стандарты были обязательны к применению, а их несоблюдение каралось по всей строгости закона. Главным заинтересованным лицом в работе со стандартами такого рода было само государство, целиком и полностью финансировавшее процесс. И, как показало время, такой подход в строительстве был оправдан: даже в экстремальных условиях Крайнего Севера постройки советской эпохи эксплуатируются до сих пор.

Однако в 1990-х годах, с приходом в экономику рыночных отношений, столь жёсткое регулирование стало препятствовать внедрению и развитию новых технологий строительства. От стандартов требовалось, чтобы они всегда шли на шаг впереди эволюционирующей отрасли, а вместо этого они сковывали строителей и производителей материалов «по рукам и ногам» чрезмерным нормированием и контролем. Но главная проблема заключалась даже не в этом, а в постоянном устаревании нормативов.

Уже в 50-х годах прошлого века система стандартизации не успевала за развитием народного хозяйства. Слишком большой объём документации требовал регулярного пересмотра. Система, построенная вокруг общесоюзного центра (как бы он ни назывался), из-за своей бюрократизированности не справлялась с объёмами работы. Потенциально проблему могла бы решить децентрализованная система, но все попытки организовать взаимодействие с предприятиями и комиссиями на местах упирались в плохую координацию их работы. И, несмотря на то, что с 1960-х годов в разработке стандартов принимали участие не только отдельные профильные комитеты и производственные базы, но и целая сеть научно-исследовательских институтов и вузовских кафедр, отставание от требований времени уже тогда было «слабым звеном» системы государственных стандартов. Таким образом, к 1980-м годам большая часть разработанной документации, как и принципы её создания, требовали обновления.

Стандартизация в условиях рыночной экономики

Чтобы реформировать систему стандартизации в соответствии с требованиями времени, в 1990 году было принято постановление «О совершенствовании работ по стандартизации в СССР», согласно которому требования стандартов разделялись на обязательные и рекомендуемые. А спустя три года был принят Федеральный закон «О стандартизации», конкретизировавший, какие именно нормы можно отдать «на откуп» бизнесу. Строительной сферой, согласно новому закону, заведовал Госстрой РФ (Государственный комитет Российской Федерации по делам строительства и архитектуры).

Одновременно, с начала 1990-х годов, советская (а впоследствии и российская) система стандартизации начала свою интеграцию в мировую экономику. На территории нашей страны разрешалось применение некоторых зарубежных стандартов, а собственные стандарты проходили проверку на совместимость с международными аналогами. Кроме того, с формирования Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации началась работа по разработке общих стандартов с партнёрами из стран СНГ.

90-е годы прошлого века можно назвать переходными для системы стандартизации, которая трансформировалась из средства управления в плановой экономике в инструмент согласования интересов строителя, заказчика и государства в экономике рыночной. Некоторые преобразования уже немного адаптировали систему к новым условиям, но произведённых изменений было явно недостаточно. К примеру, процесс подтверждения соответствия стандарту оброс официальными и неофициальными платежами, усложнявшими жизнь бизнесу и плодившими фальсификации.

Стандартизация по международному образцу

В начале нового тысячелетия была проведена масштабная реформа системы стандартизации, необходимость которой определило новое положение страны на международном рынке, в частности, интеграция в систему международной торговли (вступление в ВТО) и развитие совместных проектов с зарубежными партнёрами. Вместо закона «О стандартизации» в 2002 году был принят Федеральный закон «О техническом регулировании».

Госстандарт был преобразован в Ростехрегулирование, но реформа не ограничилась административными преобразованиями. Главной её задачей было привести внутрироссийскую систему стандартизации в соответствие с международной практикой, в частности, с требованиями ВТО. Одним из серьёзных шагов на этом пути стал перевод оставшихся «обязательных» требований стандартов в разряд рекомендуемых, по европейскому образцу. Обязательными остались лишь технические регламенты, содержащие минимальный закрытый список требований.

Один из регламентов напрямую касается строительной сферы — «О безопасной эксплуатации зданий и сооружений». Стоит отметить, что именно в строительстве целый ряд стандартов и правил остался в числе обязательных, перекочевав в технический регламент из старых нормативных документов. Кроме того, была несколько сокращена иерархия стандартов: поэтапно были упразднены существовавшие ранее отраслевые стандарты, введена практика декларирования (вместо сертификации) и т.п. Строители и производители стройматериалов получили возможность в добровольном порядке использовать международные стандарты, если те не противоречат положениям технических регламентов.

Новый вариант системы стандартизации стоит рассматривать в основном как инструмент защиты прав потребителей. Соответствие стандарту не легализует продукт перед законом, а демонстрирует покупателю, что соблюдён определённый уровень качества. В ряде отраслей такой подход действительно работает. Кроме того, для производителей соответствие стандарту — это способ конкурентной борьбы, в том числе с импортируемой продукцией. Это особенно ценно, поскольку сами производители получили право голоса при обсуждении стандартов. Они же обеспечивают порядка 61% финансирования работ по созданию нормативных документов.

Но не во всех отраслях бизнесу дарована полная свобода. После длительных дебатов, для строительства в 2007 г. и 2011 г. были приняты новая редакция закона о техническом регулировании и «Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 г.», соответственно, вернувшие значимость ГОСТов и СНиПов и инициировавшие новый этап работы над ними.

Несмотря на то, что существующая система стандартизации гораздо лучше соответствует требованиям времени, нежели советский вариант, целого ряда важнейших документов рынку не хватает. А многие существующие стандарты не в полной мере приведены в соответствие с международной практикой. В современном мире значительно сократились сроки ввода в обиход новых решений взамен старых. Появилось много технологий и материалов, не предусмотренных существующей нормативной документацией. Одно время шёл даже разговор о внедрении европейских строительных стандартов (еврокодов) в неизменном виде, чтобы быстро устранить это отставание. Но после детального изучения ситуации от такого шага отказались в пользу адаптации международных документов и развития собственных.

Таким образом, российским строителям и производителям материалов в вопросе развития нормативной документации не на кого рассчитывать, кроме как на самих себя. Однако пока ещё активность участников рынка у нас крайне низка, что затрудняет как разработку отдельных документов, так и планирование работ по стандартизации, поскольку неизвестен спрос на обновление.

Проблема актуализации нормативных документов существует во всех секторах экономики. Но специфичной для строительной отрасли является ещё и неопределённость направления реформ и противоречивость нормативной базы. Одни законы отменяют стандарты и правила, другие вводят снова; одни декларируют необходимость зарубежных стандартов, другие запрещают их использовать без адаптации. Да и в самой отрасли нет единого мнения о том, в каком направлении должна развиваться стандартизация, кто в этом процессе должен играть ведущую роль: государство или сами строители. С одной стороны, хочется, чтобы отрасль развивалась по рыночным законам, а с другой — от качества строительства порой зависят жизни людей, и государство за них в ответе.

Цель — золотая середина

Очевидно, что возвращение к зарегулированной советской системе строительной стандартизации уже невозможно. Однако определённый уровень контроля отрасли всё же необходим. Хороший пример того, как этот контроль можно обеспечить при помощи правильно составленных стандартов — рынок трёхслойных сэндвич-панелей (ТСП).

Широко применяться ТСП начали в конце прошлого века, но советская система стандартизации и доставшиеся в наследство от неё документы их никак не регламентировали. Это создавало сразу несколько проблем.

Во-первых, в строительных проектах, где главным условием было строгое соблюдение стандартов, ТСП использоваться не могли, что существенно ограничивало сферу применения нового перспективного материала. Во-вторых, отсутствие стандартов превратило рынок ТСП в настоящий хаос. Десятки производителей предлагали продукцию принципиально различного качества, руководствуясь каждый своим собственным подходом не только к производству, но и к методикам оценки параметров продукции.

«Разобраться в ситуации простому потребителю было практически нереально. Каждый производитель публиковал свои рекомендации относительно толщины стали, характеристик её защитного покрытия и параметров утеплителя. Но, даже определившись с необходимыми параметрами панелей, потребитель не мог проконтролировать соответствие продукции заявленным параметрам, поскольку не существовало единой методики испытаний», — говорит Андрей Некрашевич, руководитель департамента фасадных систем и ограждающих конструкций Компании Металл Профиль.

Необходимость создания соответствующего стандарта обсуждалась на встречах ведущих российских производителей ТСП довольно длительное время. Однако Министерство регионального развития не планировало создавать подобный документ, поэтому за дело взялись сами промышленники — инициативная группа, созданная усилиями специалистов Компании Металл Профиль. В качестве независимого разработчика стандарта был привлечён ЦНИИПСК им. Мельникова, а бизнес (в первую очередь, Компании Металл Профиль, «Руукки Рус» и др.) со своей стороны обеспечил информационную поддержку и финансирование.

Межгосударственный ГОСТ на ТСП (ГОСТ 32603-2012) был принят и опубликован в 2014 году. Работа над ним заняла почти 3 года, поскольку требовала поиска консенсуса между интересами производителей, в частности, по методике расчёта несущей способности ТСП. Помимо основных нормируемых параметров трёхслойных сэндвич-панелей, в стандарт вошла специально разработанная методика их испытаний на прочность. Она проходила «обкатку» на примере разработанных и запущенных к этому времени ТСП специального назначения серий Agrarium®, Industrium® и Sterilium® производства Компании Металл Профиль, предназначенных для использования в сельскохозяйственном и промышленном строительстве, а также в строительстве особо чистых объектов фармацевтической, химической, пищевой и микроэлектронной индустрии.

«Новый ГОСТ регламентирует качество продукции, производимой только на автоматизированных линиях последних поколений. В первую очередь он был необходим для того, чтобы выделить в отдельный, находящийся вне современного рынка сегмент продукцию тех производителей, кто до сих пор применяет устаревшие технологии ручного и полуавтоматического производства, а значит, не может обеспечить требуемых эксплуатационных характеристик панелей. В ту же категорию попала продукция производителей, использовавших некачественное сырьё. Таким образом, если раньше ТСП с самыми разными характеристиками конкурировали между собой только по цене (причём покупка дорогой продукции не гарантировала её долговечности и прочности), то сейчас ГОСТ разделил рынок на две части, обеспечив минимальный уровень качества продукции, которая ему соответствует. Так что у потребителя появился выбор, за что и сколько платить», — подводит итог Андрей Некрашевич (Компания Металл Профиль).

Существующую систему строительной стандартизации нельзя назвать совершенной. Её предстоит дорабатывать и развивать. Но практика показывает, что оптимальный подход, позволяющий одновременно и быстро адаптировать новые технологии и контролировать строительство, лежит где-то между полностью добровольным и обязательно-принудительным подходами к стандартизации.