Перезвоните мне

+992 43 377 4040
Перезвоните мне

Стальной фасад на смену стальным нервам

19 сентября 2013

Современная архитектура находится в постоянном поиске новых форм, меняются и предъявляемые к зданиям требования. Для их удовлетворения традиционных фасадных решений становится недостаточно, поэтому на сцену выходят новые материалы и технологии. Не последнее место среди них занимают навесные вентилируемые фасады (НВФ), которые прочно вошли в портфель современных архитектурных решений благодаря появлению широкой палитры облицовок из стали с полимерным покрытием.

Урок по истории архитектуры

Прежде чем навесные вентфасады современной конфигурации вошли в употребление, должна была появиться сама идея вентилируемой полости стены. Прототип подобной конструкции был впервые придуман и опробован французским мэтром архитектуры Шарль-Эдуаром Жаннере-Гри, широко известным миру под псевдонимом Ле Корбюзье. Его инновационная идея заключалась в том, чтобы оставить зазор между внутренним и внешним слоями стены здания и проложить в нём нагревающие или охлаждающие трубки. Решение было опробовано на вилле Швоб в Швейцарии в 1916 году и затем предложено для реализации в ряде других проектов, в том числе в здании Центросоюза (Наркомлегпро́ма) в Москве конца 1920-х. Расскажем обо всём по порядку.

Вилла часового фабриканта Анатоля Швоба (Anatole Schwob) стала последней работой Ле Корбюзье в его родном городе Ла-Шо-де-Фон перед отъездом архитектора в Париж. Проект был разработан зодчим под впечатлением от поездки по Турции. Это и определило стилистику постройки (горожане прозвали её «турецкой виллой»). Здание виллы представляет собой железобетонный каркас, конструкция которого была запатентована Ле Корбюзье в 1914 году. Наружные стены облицованы декоративным кирпичом терракотового цвета с кремовыми штукатурными вставками. С несколько «закрытым» со стороны улицы северным фасадом виллы контрастирует её «открытый» южный фасад, обращённый в сад и имеющий обширное остекление. Именно при создании этого остекления и была задействована технология «mur neutralisant» (нейтрализующая стена), которая описана выше.

Точно таким же образом был сконструирован фасад здания Центросоюза в Москве, которое относится к числу наиболее интересных архитектурных раритетов не только России, но и всего мира, являя собой образец европейского модернизма конца 20-х годов XX века. Это один из первых в Европе больших офисных комплексов со сплошным остеклением. Его проект был выбран по результатам открытого конкурса, проведённого в 1928 году. Помимо наших архитекторов-конструктивистов в нём также участвовало несколько приглашённых иностранцев, в их число входил и Ле Корбузье, которому в итоге была присуждена победа. По тем временам Центросоюз представлял собой довольно большое сооружение. Гигантские поверхности стекла на фасадах, открытые стойки-опоры, поддерживающие блоки офисов, и свободные пространства первого этажа вписывались в общую канву «интернационального стиля», обретшего настоящую популярность пару десятков лет спустя.

Ещё ближе к современной концепции НВФ подошёл архитектор Вилльям Лесказе, по проекту которого был построен дом Альфреда Лумиса в штате Нью-Йорк (США). Этот дом был одет в «сложный двойной конверт» с двухфутовой воздушной прослойкой, вентилируемой отдельно от пространства самого дома. Кстати, подобные решения встречаются и в наши дни, примером чему может служить здание Западного Химического центра, возведённое по проекту Cannon Design. Оно выглядит как стеклянный куб с четырёхфутовыми зазорами между слоями стекла, которые нужны, чтобы нагревать воздух в зимний период.

Назад в наши дни

Все описанные здания являются своего рода штучным товаром. Они не строятся по образу и подобию и не задают моду, а стоят особняком. Массовым же продуктом являются современные системы навесных вентилируемых фасадов. Они были разработаны не для решения единичных задач, а чтобы удовлетворить интересы широких слоёв потребителей при строительстве крупных общественных и жилых зданий, а также при их реконструкции или ремонте. Промахи в теплоизоляции объекта, неказистый внешний вид — всё это поможет исправить новый навесной фасад, не требуя при этом перестройки самого здания.

НВФ способствует сохранению тепла в здании, препятствует появлению сырости и существенно уменьшает количество строительного материала, необходимого для возведения несущих стен, что ведёт к экономии средств при строительстве, облегчению всего сооружения и возможности увеличения этажности здания. Этот тип устройства фасада позволяет оптимизировать энергетические потребности здания, что отлично вписывается в общий мировой тренд энергоэффективной архитектуры. А наличие большого числа различных типов крепления позволяет применять вентфасады при решении сложных архитектурных и конструкторских задач — от классических до ультрасовременных.

«Особый интерес представляют современные варианты фасадной облицовки, позволяющие выстраивать сложные геометрические рисунки, добавляя плоскому фасаду третье измерение. Сталь с покрытием является в этом отношении лучшим выбором благодаря широкой вариативности формы и цвета», — считает архитектор Анисия Борознова.

Примером подобной облицовки могут служить фасадные кассеты, используемые при реализации сложных и амбициозных архитектурных замыслов. Примером реализации такого проекта может считаться здание Керлингового Центра «Ледяной куб» в сочинском Олимпийском парке. Важнейшее с точки зрения архитектуры достоинство фасадного решения этого объекта заключается в использовании различных видов облицовки, в частности — эффектное сочетание фасадных кассет цвета «серебристый металлик» и матовых фасадных кассет цвета «антрацит». Кассеты были изготовлены из стали с покрытием Colorcoat PrismaTM, имеющим не только богатую цветовую гамму, но и высокую антикоррозионную стойкость, а также устойчивость к характерным для района Сочи соляным туманам. Это особенно важно в условиях прибрежной полосы, где расположен Олимпийский парк. Однако необычность «Ледяного куба» заключается не только в фасадном решении. Керлинговый центр представляет собой сборно-разборный объект, который может быть демонтирован и перенесён не только на другую площадку, но и в другой город.

Пожалуй, единственным недостатком фасадных кассет является относительно высокая стоимость, которая обусловлена сложностью технологии их профилирования. Это обстоятельство ограничивает возможность широкого применения фасадных кассет в современном городском строительстве. Однако сегодня существует бюджетная альтернатива этой премиальной разновидности стальной облицовки. Речь идёт о линеарных панелях Primepanel®, приближающихся по качеству изготовления к фасадным кассетам, но сохраняющим обычную для своего вида демократичную стоимость. «Добиться подобного результата удалось благодаря использованию уникального оборудования компании FORMIA. Точную геометрию стальной фасадной панели обеспечивают 27 пар формирующих её валов, а мощная распрямляющая установка снимает остаточные напряжения в металле и исключает эффект «линзы», справиться с которым до сих пор никому не удавалось. Панели могут иметь восемнадцать различных вариантов конфигурации: три типоразмера по ширине, с рустом и без, с закрытыми и открытыми торцами, гладкой или волнистой поверхностью. Компонуя их между собой, можно создать поистине неповторимый фасад, особенно с учётом многообразия цветовой палитры полимерного покрытия», — рассказывает Сергей Якубов, руководитель департамента «Фасадные системы и ограждающие конструкции» Группы компаний Металл Профиль.

Жить — не тужить

Чтобы более наглядно продемонстрировать удобство массового применения навесных вентфасадов, обратим свои взоры на жилой сектор. «Использование этого решения позволяет радикально преобразить неказистый облик наследия прошлых эпох, — поясняет архитектор Анисия Борознова. — Хрущёв преследовал благие цели, когда пытался в краткие сроки решить жилищную проблему чуть ли не всей страны. И в целом это ему почти удалось, но возникла проблема иного рода: выросшие, как поганки после дождя, страшные пятиэтажки едва защищали своих обитателей от прихотей погоды. Дождь на голову, конечно, не лил, но вот перепады температуры на улице напрямую отражались на климате внутри квартиры. Эта же проблема по наследству досталась многим панельным «высоткам» 1970-90-х годов рождения. Что же касается их эстетического облика, то его прекрасно охарактеризовал Эльдар Рязанов в своей знаменитой новогодней комедии «Ирония судьбы, или С лёгким паром».

Сейчас все эти дома напрашиваются если не на снос, то хотя бы на капитальный ремонт. И именно за счёт использования навесных вентфасадов их возможно привести в порядок, улучшив теплоизоляционные характеристики и преобразив внешне.

Использование вентфасадов является отличным решением и при проектировании новых жилых домов. В последние пять-семь лет в портфолио архитектурных компаний, работающих в сегменте строительства жилья премиум- и бизнес-класса, стали появляться объекты из более доступных ценовых категорий. «В 90-е было так называемое «евростроительство», рассчитанное на очень обеспеченных людей, и в то же время потоком шло возведение типовых серий, — говорит Игорь Шварцман, руководитель архитектурного бюро «Сергей Киселёв и Партнёры». — Чего-то среднего рынок долго не предлагал, а покупатель стал требовательнее, его финансовые возможности — шире. И вот где-то к середине «нулевых» девелоперы поняли, что у «среднего класса» есть спрос, ответить на который можно чем-то отличным от предложения конкурентов, но не сильно повышая при этом затраты на строительство. Пришлось активнее задействовать потаённые таланты проектировщиков, которые стали предлагать интересные варианты решения фасадов. Самой оптимальной по соотношению «цена-качество» конструкцией в бюджетном строительстве оказались ортогональный монолитный каркас и навесные вентилируемые фасады. А самым простым приёмом повышения привлекательности фасада стал приём чередования ярких оттенков».

Например, при проектировании нового квартала в Митино перед архитекторами бюро стояла задача разработать решения для фасадов, которые помогли бы избежать монотонности в масштабном жилом массиве. В этом случае оказались уместны активные мозаичные включения: «пиксели», поддерживающие основное цветовое решение, покрывают сплошь несколько корпусов и опоясывают единым цоколем отдельные группы зданий. Сходное решение было предложено для конкурсного проекта жилого квартала в Мытищах под рабочим названием СONFETTI.

Но не стоит думать, что игра с цветом на фасаде — это удел исключительно бюджетных проектов. С не меньшим успехом приём используется и именитыми архитекторами для создания проектов премиум-класса. Если многострадальному жилому комплексу «Русский авангард», придуманному всемирно известным голландским архитектором Эриком ван Эгераатом, всё-таки будет суждено быть построенным, то для его реализации тоже потребуются фасадные решения с применением разных цветов. Ведь каждый из пяти небоскрёбов комплекса должен стать олицетворением творчества одного из пяти прославленных русских художников-авангардистов: Малевича, Кандинского, Родченко, Поповой и Экстер. А какие же аналогии с живописью можно проводить, не прибегая к игре цвета?

Когда навесные вентфасады с облицовкой из стали с полимерным покрытием только начали появляться на строительном рынке, они были призваны решать чисто утилитарные задачи, но в процессе эволюции смогли взять на себя также и эстетические функции. Достаточно взглянуть на проекты последних лет, как уже реализованные, так и планируемые к реализации, чтобы понять: сталь имеет все шансы занять доминирующее положение в современной архитектуре. Сегодня практически любой фасад может быть выполнен в стали, включая даже такие непростые объекты, как радиусные здания и постройки с криволинейными фасадами.