Перезвоните мне

+992 43 377 4040
Перезвоните мне

Всепогодная архитектура

19 июня 2018

Металлический фасад на все случаи жизни

Одним из главных факторов адаптации здания к любой погоде, является техническое состояние и конструкция фасадов. Если обратиться к истории, то несложно заметить, что на протяжении длительного времени самым прочным строительным материалом оставался камень. Под воздействием атмосферных осадков, солнца и ветра дерево со временем гнило, а глина рассыпалась, и только каменные блоки оставались на своих местах, давая археологам возможность реконструировать прежнюю картину.

Это звучит удивительно, однако если задуматься, то вплоть до середины XX века домостроение было главным образом деревянным либо каменным. И лишь с появлением технологии навесных вентилируемых фасадов (НВФ) произошли перемены.

Фасадные облицовки могут быть изготовлены из разных материалов, но по совокупности практичности и цены самым удачным выбором является сталь с полимерным покрытием. «Стальные фасадные элементы отличаются огнестойкостью (что особенно актуально для гражданского строительства), простотой и надежностью крепления, антикоррозионной устойчивостью, стойкостью цвета. Им не страшны осадки, ветер, грязь, резкие перепады температуры и ультрафиолетовое излучение. Полимерное покрытие делает поверхность облицовки абсолютно гладкой, заметно облегчая её отчистку», – комментирует Андрей Некрашевич, руководитель департамента фасадных систем и ограждающих конструкций Компании Металл Профиль, крупнейшего российского производителя фасадных и кровельных систем.

для фасадов

Как объясняет специалист, высокие защитные свойства стальных фасадов обеспечиваются благодаря специально разработанным покрытиям, имеющим многослойную структуру. К примеру, толщина полимерного слоя покрытия Colorcoat Prisma составляет 50 мкм, а особая коррозионная стойкость фасадов достигается за счет использования стали с покрытием из сплава цинка с добавлением алюминия, который дает гораздо более стойкую защиту, чем простое цинкование, особенно в местах глубоких царапин. Характеристика твёрдости такой фасадной облицовки по карандашу составляет 3Н, хотя по стандарту даже 2Н уже считается хорошим результатом. Так что любые погодные выкрутасы будут сходить в таких стен как с гуся вода.

Наиболее современное решение строительных и эксплуатационных задач представляют фасадные кассеты. Они обеспечивают возможность создания не только плоских, но и криволинейных фасадов, сохраняющих с течением времени свои геометрические параметры. Например, модули фасадной системы Puzzleton могут быть свыше полутора метров в длину и при это абсолютно лишены эффекта линзы, обладают идеальной плоскостью и геометрией. Использование элементов облицовки большого размера значительно упрощает и удешевляет монтаж, а также повышает защитные свойства фасадной системы, делая ее поистине всепогодной.

Не только лишь фасад

Превратности погоды заставляют архитекторов и проектировщиков придумывать множество оригинальных решений. Например, про Окленд, самый крупный город Новой Зеландии, принято говорить: «если вам не нравится местная погода, просто подождите 10 минут». И это чистая правда. Проливные дожди здесь сменяет палящее солнце, и происходит это порой совершенно неожиданно. Возможно, поэтому у всех городских домов есть один общий конструктивный элемент — навесной козырёк.  Он способен защищать одновременно и от дождя, и от солнца. Сами здания могут принадлежать к разным архитектурным стилям, иметь различную высоту пролётов этажей и функциональное назначение, но козырёк, хотя бы прозрачный, будет присутствовать обязательно.

Совершенно по-другому приспосабливается архитектура к превратностям непогоды в северных широтах. Здесь, например, защитой от непогоды служат... сваи. В частности, исключительно на сваях строятся антарктические станции. Во-первых, в условиях вечной мерзлоты намного проще уставить сооружение на сваях, чем на традиционном фундаменте, во-вторых, при такой конструкции ветер выдувает снег из-под станции, не давая ей скрыться под толщей сугробов.

А вот Британский национальный центр по изучению Антарктики (BAS) наделил сваи своей новой станции Halley VI, запущенной в феврале 2013 года, ещё одним чудесным свойством, поставив их на лыжи: теперь станция может перемещаться с места на место. Её строительство обошлось в 40 с лишним миллионов долларов, предполагаемый срок эксплуатации составит 30-40 лет. Впрочем, здания на сваях встречаются не только в суровых заснеженных регионах, их можно также найти во Вьетнаме и других южно-азиатских странах, где нередко бывают наводнения. Расположение над поверхностью земли не только защищает дома от воды, но и уменьшает вероятность проникновения в жилище любопытных представителей фауны — змей, насекомых, грызунов и пр.

Ещё один способ борьбы с ненастьями – это уход под землю. Для сооружений, укрытых от внешнего мира толщей грунта, погода наверху не играет никакой роли.  Возвращаясь к Антарктиде, можно упомянуть проект Iceberg Living Station, который разрабатывает датская компания MAP Architects. Эта исследовательская станция должна быть построена в пробуренной при помощи гусеничных экскаваторов ледяной глыбе. Такое решение, по мнению авторов проекта, снимает проблему утилизации материалов после окончания работы станции: всю «начинку» можно будет вывезти, а «оболочка» со временем растает сама.

Впрочем, этот проект нельзя считать суперсовременным, ведь люди прибегали к подобному методу строительства ещё несколько сотен лет назад. На территории Турции в районе Каппадокии есть целые подземные города, датируемые 1-м тысячелетием до нашей эры. Самые нижние этажи уходят на глубину 85 метров. Здесь было всё, что бывает в обычных городах: школы, церкви, жилые помещения, продовольственные склады. Строителями столь необычных поселений принято считать хеттов.

Малые архитектурные формы

Всепогодностью могут обладать не только здания, но и малые архитектурные формы. К примеру, архитекторы Михаил Крымов и Алексей Горяинов из мастерской Arch Group разработали всепогодную скамью «Зай». Её практическая ценность заключается в том, что на ней можно сидеть даже после дождя и снегопада. Конструктивно скамьи состоит из четырех спинок-сидений, соединенных крестообразно на вращающемся валу. При подъеме сидения фиксатор разблокируется, и скамью можно поменять. Если одно сиденье становится мокрым или грязным, другие три защищены цилиндрическим корпусом.

Скамьи оборудованы урнами, которые продуманы таким образом, чтобы не вызывать раздражения. Они очень вместительны и имеют широкое входное отверстие, благодаря чему предотвращается возникновение помойки вокруг. Именно урны и дали название объекту, так как их большие цилиндрические воронки немного напоминают заячьи уши.

Ещё одним объектом малых архитектурных форм, для которого очень важна всепогодность, является остановка, ведь общественный транспорт иногда приходится ждать очень долго. Надо признать, что современные российские остановки оставляют желать лучшего. Максимум, от чего они способны защитить, - от снега и дождя, и то если он не косой. Солнце припекает через прозрачные перегородки, ветер продувает остановки из-за несовершенства их конструкции, а на металлическую лавку невозможно сесть в холодную погоду. Остановки советской эпохи были намного лучше, если не по техническим характеристикам, то, по крайней мере, по эстетическим. Людям было на что полюбоваться в ожидании автобуса. На просторах нашей страны и бывших республик СССР разбросано огромное количество настоящих шедевров искусства. Канадского фотографа Кристофа Хервинга эти малые архитектурные формы даже вдохновили на публикацию книги, пользующейся теперь успехом по всему миру.

Всепогодность является одним из определяющих факторов современной городской архитектуры. Вообразите, например, ледяной торговый комплекс, который каждый год таял бы по весне, а с наступлением зимы восстанавливался. Конечно, это гиперболизация, но, тем не менее, никому не нужны здания, требующие частой реновации, а потому при проектировании и строительстве не стоит забывать о превратностях погоды.